Get Adobe Flash player

Оценка объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов.

Интеллектуальная собственность (ИС) является одной из наиболее важных составных частей активов предприятия. Достаточно часто встречаются случаи, когда стоимость интеллектуальной собственности компании превосходит стоимость всех ее материальных активов и является основным ресурсом компании в ее маркетинговой стратегии. Это особенно справедливо для предприятий, имеющих устойчивую деловую репутацию на рынке, владеющей известными товарными знаками или работающей на рынке наукоемкой продукции.
Гражданский Кодекс РФ в Статье 138 дает следующее определение ИС:
"В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя."  
Поскольку многообразие объектов ИС очень велико и все объекты имеют свою специфику использования в процессе производства и реализации товаров и услуг, перечень документов и информации, необходимых для проведения оценочной экспертизы, приведены в отдельных разделах:

  • Оценка патентов и лицензий
  • Оценка товарного знака и деловой репутации
  • Оценка ноу-хау, результатов НИР и НИОКР

Необходимость в оценке интеллектуальной собственности возникает при внесении объектов в уставной фонд предприятия, при совершении сделок купли-продажи или при заключении лицензионного соглашения на право использования ИС, при определении размера компенсации, а также при изменении стоимости основных средств предприятия в бухгалтерском учете.
Наши специалисты готовы проконсультировать Вас по всем вопросам оценки объектов ИС, так как обладают большим опытом в оценке интеллектуальной собственности.

Услуги по оценке патентов и лицензий.

Оценка патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели и патентов на селекционные достижения является одной из самых востребованных услуг по оценке интеллектуальной собственности. Мы можем Вам предложить услуги по оценке стоимости патентов и лицензий для взноса в уставной фонд предприятия, для переоценки активов, при совершении сделок купли-продажи с нематериальными активами. При передаче права использования интеллектуальной собственности на основе лицензионного соглашения, наши специалисты дадут оценку стоимости лицензии и определят размер лицензионных платежей.
В случае причинения ущерба правообладателю незаконным использованием его интеллектуальной собственности, мы оценим ущерб и определим обоснованный размер денежной компенсации.

Перечень документов для оценки патентов:

  • Наименование объекта интеллектуальной собственности (ОИС).
  • Описание ОИС.
  • Правоустанавливающие документы на ОИС: патенты, свидетельства, лицензионные

После ознакомления с основными документами, в зависимости от специфики объекта, цели и назначения экспертизы, могут понадобиться:

  • Характеристики ОИС или товаров, производимых с использованием ОИС, при необходимости в сравнении с аналогичными или конкурирующими.
  • Источники получения доходов от использования ОИС.
  • Описание рынка ОИС.
  • Затраты, производимые на приобретение прав и использование ОИС. Себестоимость и цена единицы товара с использованием ОИС.
  • Технические (потребительские), эксплуатационные, экологические и экономические показатели получения доходов от использования ОИС:
    • Увеличение объемов реализации конкретных видов или всей продукции предприятия с использованием ОИС;
    • Повышение цены в зависимости от качества продукции;
    • Экономия в производстве при использовании ОИС в конкретных видах продукции или во всей выпускаемой продукции;
    • Выручка от продажи имущественных прав или продажи лицензий на использование ОИС;
    • Экономия на капиталовложениях в разработку ОИС.
  • Произведенные затраты:
    • на приобретение имущественных прав на ОИС;
    • на освоение в производстве и организацию выпуска и реализации ОИС или товаров с использованием ОИС;
    • на правовую и другие виды охраны ОИС; на маркетинг ОИС или товаров с использованием ОИС;
    • на страхование рисков осуществления проектов с использованием ОИС и (или) их доходности.

Услуги по оценке товарных знаков и деловой репутации компании (ГУДВИЛ)

Оценка товарного знака, торговой марки, фирменного наименования или иного отличительного признака товара или фирмы производится на основе анализа полного цикла производства и реализации товаров или услуг данной компании и предполагает определение рыночной стоимости оцениваемого объекта через определение значимости влияния данного отличительного признака на величину прибыли компании и объем реализации товаров и услуг.
Оценочная экспертиза перечисленных выше объектов может проводится при продаже объекта, переоценке активов компании, при взносе в уставной капитал, при передаче права использования торговой марки по договору франчайзинга, при определении размера ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием торговой марки и т.д. В некоторых случаях, например, при продаже компании, целесообразно оценить совокупный вклад всех нематериальных активов в процесс создания прибыли предприятия. В этом случае подлежит оценке стоимость деловой репутации компании (гудвилл). Определение стоимости гудвилл производится, когда компания стабильно работает на рынке продолжительное время и имеет высокий (выше среднего в данном сегменте рынка) доход на единицу стоимости ее чистых активов, в результате чего, стоимость бизнеса превосходит суммарную стоимость всех активов компании.

Перечень документов для оценки товарного знака:

  • Наименование и описание товарного знака.
  • Копия свидетельства о государственной регистрации.
  • Перечень товаров и/или услуг, реализуемых под оцениваемым товарным знаком, объемы продаж.

После ознакомления с основными документами, в зависимости от специфики объекта, цели и назначения экспертизы, оценщик может запросить:

  • Характеристики товаров, производимых с использованием, при необходимости в сравнении с аналогичными или конкурирующими.
  • Источники получения и размеры доходов от использования товарного знака.
  • Затраты, производимые на приобретение прав и текущее использование товарного знака.
  • Себестоимость единицы товара, продаваемого под оцениваемым знаком.

Услуги по оценке НОУ-ХАУ, результатов НИР и НИОКР.

В современных условиях развития экономики, информация коммерческого или технического характера, использование которой позволяет увеличивать эффективность бизнеса, является очень важным и достаточно дорогим товаром.
Как объект интеллектуальной собственности, такая информация может являться необходимым элементом всего бизнеса и занимать важное место в структуре активов компании. Оценочная экспертиза нематериальных активов, включающая в себя оценку стоимости ноу-хау, как некой совокупности методов, приемов и знаний технического, административно-управленческого или финансового характера, не защищенных государственными патентами или свидетельствами, может производится для целей взноса в уставной капитал предприятий, купли-продажи, изменения учетной балансовой стоимости и др.

Перечень документов для оценки НОУ-ХАУ:

  • Описание объекта НОУ-ХАУ (НХ).

После ознакомления с основными документами, в зависимости от специфики объекта, цели и назначения экспертизы, оценщик может запросить:

  • Характеристики товаров, производимых с использованием НХ, при необходимости в сравнении с аналогичными или конкурирующими.
  • Источники получения доходов от использования НХ.
  • Затраты, производимые на приобретение прав и использование НХ.
  • Себестоимость и цена единицы товара с использованием НХ.
  • Технические (потребительские), эксплуатационные, экологические и экономические показатели получения доходов от использования НХ:
  • Увеличение объемов реализации конкретных видов или всей продукции предприятия с использованием НХ;
  • Экономия в производстве при использовании НХ в конкретных видах продукции или во всей выпускаемой продукции;
  • Выручка от продажи имущественных прав на использование НХ;
  • Произведенные затраты: